На онлайн-трансляции по подготовке к ЕГЭ по информатике руководитель комиссии по разработке КИМ Сергей Крылов ответил на вопросы зрителей (часть 1).
Будут ли в задании 6 исполнители Кузнечик, Чертежник и Цапля? 🗯 Исполнители могут быть любые, главное – внимательно прочитать условие задания и смотреть на код. В какой операционной системе будет проходить сдача экзамена? 🗯 Радикальных изменений в рабочей станции не планируется. Какие алгоритмы могут быть в 27 задаче? В частности, возможны ли алгоритмы обхода графов, двоичных деревьев, олимпиадная геометрия? 🗯 Олимпиадной геометрии – нет. Алгоритмы, не выходящие за пределы школьной программы, перечислены в кодификаторе: поиск максимума, минимума, среднего в массиве, алгоритмы сортировки, работы с графами и различной обработки последовательностей. Стоит ли готовиться к бинарному поиску в 26 задаче? 🗯 Нет. Это задание на сортировку данных, задача поиска делается тривиально. Задание 22: в чем смысл этой задачи? Раньше смысл был в оптимизации времени и распараллеливании, сейчас это случайность? 🗯 Это задание связано с бизнес-процессами из реальной жизни. Нужно ли все задания выполнять по номерам или можно в любом порядке? 🗯 Можно выполнять в любом порядке, за исключением заданий 19, 20, 21. Почему в заданиях на электронные таблицы и поиск исходные данные представлены в нескольких форматах? 🗯 Это сделано для удобства участников экзамена.
Руководитель комиссии по разработке КИМ по информатике Сергей Крылов ответил на вопросы школьников и учителей (часть 2).
Насколько 22 задача будет отличаться от демоверсии? 🗯 Задача отличается от демоверсии – и содержательно, и по показателям. Как лучше подготовиться к ЕГЭ? 🗯 Надо наращивать компетенции и возможности в области программирования: изучать язык программирования, решать задачи по принципу от простого к сложному. В задании 27 предлагаются два файла с данными. Чем они отличаются? 🗯 Размером и способом решения: первый ( небольшой файл) решается переборным методом, второй ( достаточно большой) – нет. Можно ли пользоваться калькулятором на экзамене? 🗯 Нет. Почему на экзамене по информатике много математики? 🗯 Эти предметы связаны, и математические базовые знания необходимы. Какая версия Exсel должна быть установлена? Версии разнятся. 🗯 Вопрос выбора версии решается на уровне регионов, но в целом на экзамене используются только базовые инструменты. Что делать в случае программного или аппаратного сбоя компьютера на экзамене? 🗯 Это решают организаторы в аудитории, обычно интересы экзаменуемого не страдают. Можно ли предусмотреть печать вариантов КИМ? 🗯 Нет. Этот экзамен технический. Можно ли писать программы для выполнения заданий не по программированию? 🗯 Можно. Главное в работе – самостоятельность. Как научиться писать программы без ошибок? 🗯 Нужно решать демоверсии, задания из открытого банка заданий ЕГЭ, участвовать в олимпиадах по информатике, больше практиковаться.
На онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ по химии руководитель комиссии по разработке КИМ Дмитрий Добротин рассказал об экзамене и ответил на вопросы участников (часть 1).
Будут ли обновленные модели заданий? 🗯 В настоящее время экзаменационный вариант работает хорошо, и нет необходимости в усложнении или упрощении экзамена. Любые новые модели заданий сначала апробируются, затем появляются в демонстрационных вариантах. 32 задание. Будут ли разнонаправленные цепочки в 2024 году? 🗯 Да, они попадаться могут. Реакция амфотерных гидроксидов с кислотой будет являться нейтрализацией? 🗯 В рамках классических подходов мы не считаем это реакцией нейтрализации. Стоит ли рассматривать реакцию дегидратации в разных условиях многоатомных спиртов наравне с одноатомными? 🗯 Вероятность минимальна, эти взаимодействия в основном рассматриваются на одноатомных спиртах. Мы рассматриваем взаимодействия, которые характеризуют наиболее типичные, общие свойства, характерные для определенных классов соединений. Может ли в 21 задании попасться ситуация, в которой надо будет сравнивать рН слабой растворимой кислоты и растворимость соли, образованной сильным анионом и слабым катионом. 🗯 Нет, такое поведение этих веществ приводит к тому, что рН может иметь близкое значение. В задание 21 включены вещества, которые строго разводятся по шкале рН. Задание 29: слова «окислитель» и «восстановитель» надо прописывать под уравнением или можно прописывать внизу? 🗯 Оформление может быть сделано различными способами. Но главное четко указывать, к какой частице относятся слова «окислитель» и «восстановитель». Могут ли в перечне веществ в задании 21 на гидролиз встретиться две соли, гидролизирующиеся по катиону или аниону, или две кислоты? 🗯 Нет, не могут. Это не школьный уровень анализа веществ. Могут ли в задании 33 (расчетная задача по органической химии) встретиться бинарные вещества? 🗯 Да, могут. Но как правило, это функциональные группы классов веществ, которые изучаются в рамках школьной программы – азотсодержащих или кислородосодержащих веществ.
Руководитель комиссии по разработке КИМ по химии Дмитрий Добротин на онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ рассказал об экзамене и ответил на вопросы участников (часть 2).
Считаются ли ошибкой в сокращенном ионном уравнении задания 30 несокращенные коэффициенты? 🗯 Да, считаются. Сверяйте то, что указано в задании, с тем, как записываете ответ. Могут ли в задании 22 на электролиз встретиться не только соли, но и кислоты, и щелочи? 🗯 Не могут. Только соли. Если в задании 6, 29 и 30 сказано, что выделяется газ, означает ли это, что не могут выделяться два газа? Могут ли быть другие признаки реакции? Например, образоваться осадок, измениться цвет раствора и т.д.? 🗯 Если сказано, что выделяется газ, это не противоречит тому, что может выделяться два газа. Все, что не противоречит условию задания, может быть принято в качестве правильного ответа. Может ли в задании 23 (равновесие с расчетами) исходная концентрация продукта быть не равна нулю? 🗯 В экзамене 2024 года такого встретиться не должно, исходная концентрация будет равна нулю. Как готовиться к заданию 25? В нем же весь курс химии. 🗯 В этом задании много материалов из разных тем. Рекомендую пробовать систематизировать все, что было изучено, составляйте обобщающие таблицы, заполняйте их по мере прохождения материала. В ряде случаев порядок протекания реакции зависит от порядка смешивания реагентов. Если ученик пишет подобные реакции без учета последовательности и находит верный ответ, подкрепленный расчетами, может ли это понизить оценку за решение задачи? 🗯 Нет, не может, вы можете записывать уравнения реакции в той последовательности, в которой идет ход ваших рассуждений. Встречаются ли задания, в которых есть понятия растворимость или расчеты с участием кристаллогидратов? 🗯 В 2024 году в первой части таких заданий не будет, кристаллогидраты могут фигурировать только как отправная точка в задании 34 (вторая часть). Как отрабатывать решение задания 29? 🗯 Перебирайте разные варианты и расписывайте их в две колонки, а затем просматривайте варианты взаимодействия с учетом признака. Будут ли новые типы расчетов в 34 задании? 🗯 Новых типов расчетов не будет.
На онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ по литературе руководитель комиссии по разработке КИМ Сергей Зинин рассказал об экзамене и ответил на вопросы участников.
В задании на сопоставление временной период будет такой же, как в демоверсии? Или будут другие рамки? 🗯 В демоверсии представлены произведения первой половины XIX века, но на экзамене могут быть любые временные рамки. Можно ли сокращать названия произведений? Например, «Песня про купца Калашникова»? 🗯 Можно, это не будет фактической ошибкой. В кодификаторе много зарубежных писателей. В каких заданиях может быть опора на зарубежную литературу? 🗯 Действительно, в перечне их много, но это не значит, что все они должны быть привлечены. Можно использовать эти и другие произведения по своему усмотрению, если они сочетаются с заданием. Будут ли задания по романам «Что делать», «Молодая гвардия», «Как закалялась сталь»? 🗯 В этом году нет: эти произведения уже вошли в стандарт, но пока не вошли в практику преподавания. Требуется ли введение и заключение в заданиях с развернутым ответом 4, 5, 9 и 10? 🗯 Эти задания подразумевают прямой ответ на вопрос и требуют короткого ответа, поэтому необязательно, лучше не тратить на это время. Вступление и заключение нужны только в сочинении (11 задание). Достаточно ли при сопоставлении в заданиях 5 и 10 указать только сходства или только различия? 🗯 На ваше усмотрение, главное – пишите аргументированно. Каков принцип комплектации тем в сочинении (часть 2)? 🗯 Не будет жесткого «рассаживания» по определенным эпохам. Обязательно будет поэзия, эпические, драматические произведения, возможно, также лиро-эпические, общая тема (задается общая тематика и надо выбрать произведения трех предложенных авторов) и тема, связанная с другим видом искусства. Можно ли в качестве аргумента в сочинении использовать литературу японскую, китайскую, корейскую? Можно ли брать примеры из сценариев, пьес и текстов современных песен? 🗯 Да, если формулировка задания не содержит соответствующих ограничений. Изменится ли подход к оценке грамотности? 🗯 В сочинении – нет, а в заданиях 4.1, 4.2 и 9.1, 9.2 будут учитываться и грамматические ошибки.
На онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку руководитель комиссии по разработке КИМ Роман Дощинский подробно рассказал об экзамене и ответил на поступившие вопросы.
В задании 21 бывают вариативные ответы? 🗯 Нет. Все ответы выверены на линейность и однозначность ответов. Какие художественно-выразительные языковые средства будут использоваться в задании 26 на ЕГЭ-2024? 🗯 В 2024 году в КИМ были включены термины, представленные во ФГОС по русскому языку старшей школы: «бессоюзие», «многосоюзие», «эпифора», «риторическое обращение». Ушли термины «звукопись» (при этом остались «аллитерация» и «ассонанс»), «ирония», «монолог» (при этом остался «диалог»), «авторские знаки препинания», «оксюморон» и «синекдоха». Может ли аргумент в развернутом ответе быть основан только на истории из жизни? 🗯 Может быть использован жизненный, читательский или историко-культурный опыт экзаменуемого. Главное, что в обосновании должен быть выдвинут тезис, затем приведен аргумент с пояснением и сделан вывод, связанный с тезисом. Может ли эксперт посчитать повтор местоимений или союзов тавтологией? Есть ли четкие показатели, которые это определяют? 🗯 Критерий К6 характеризует богатство речи выпускника. Если в пределах одного абзаца немотивированно повторяется одно и то же слово в разных формах – это признак бедной речи. Но есть слова, которые трудно заменить, например, местоимение «я» (эта форма не считается повтором). Будет ли расширен языковой материал в задании 13? 🗯 Нет. Задание 14: на какие правила слитного, раздельного, дефисного написания слов надо обратить особое внимание? 🗯 Производных предлогов, союзов и особенно наречий, так как в их написании много слов-исключений, которые необходимо запомнить. Сколько правильных вариантов ответа может быть в заданиях 22 и 23? 🗯 От двух до четырех. Снизят ли баллы, если нет заключения в сочинении? 🗯 В сочинении нет требований к композиции, но помните, что текст выглядит более значимым и весомым, когда вступление и заключение выделены в отдельные абзацы. Обязательно ли в ответе на задание 5 писать пароним в том же падеже, что и в задании? 🗯 Да, нужно работать с той формой, в которой слово задано в контексте. То же самое касается 6 и 7 заданий.
В прямом эфире онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ заместитель руководителя комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по истории Игорь Артасов рассказал о модели экзамена и ответил на вопросы от школьников и учителей
В каких заданиях могут быть темы, связанные с Великой Отечественной войной? 🗯 Задания 1, 5, 8 и 17 – в обязательном порядке. В других заданиях тоже может встретиться эта тема. Обратите внимание на знание персоналий: героев Великой Отечественной войны и командующих фронтами. Надо также знать этапы войны и относящиеся к ним события. Будут ли в ЕГЭ задания, связанные с СВО? 🗯 Материал, связанный с данными событиями, может встретиться в 1-6 заданиях. Он будет строго соответствовать учебнику по истории России для 11 класса под редакцией В.Р. Мединского и А.В. Торкунова. Какие наиболее распространенные ошибки делают в задании 21? 🗯 По статистике это одно из самых сложных заданий. Ошибки связаны с тем, что положения, которые указывают выпускники, не являются полноценными аргументами. Также могут быть фактические ошибки, связанные с конкретными датами и общей хронологией событий. Будет ли принят ответ с орфографической ошибкой к заданию первой части? 🗯 Да, если смысл не искажен и слово можно идентифицировать. Какие периоды истории России являются наиболее трудными для выпускников? 🗯 ХХ век, XVII век, вторая половина XIX века. Надо ли при выполнении заданий второй части указывать инициалы исторических деятелей? 🗯 Надо, если в тот же период жил другой исторический деятель, который имел такую же фамилию. В 2024 году исполняется 100 лет первой Конституции СССР. Будут ли разработаны дополнительные задания, в которых проверяется знание этого события? 🗯 Нет, специально разработанных дополнительных заданий не будет. Если в задании требуется дать три верных ответа, а выпускник дает дополнительные ответы, но в них есть ошибки, как это оценивается? 🗯 Если вы в одном из элементов задания указываете дополнительные позиции и они неверные, то весь элемент не принимается. Какие самые спрашиваемые периоды и правители? 🗯 ХХ век представлен в большем объеме, чем остальные периоды, но в целом на ЕГЭ проверяется комплексное знание истории.
В прямом эфире онлайн-консультация по подготовке к ЕГЭ член комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по физике Сергей Стрыгин ответил на самые частые вопросы.
Какие темы будут в задании 25? 🗯 Электростатика, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, задач по оптике в этом году в данном задании не будет. Есть ли задание в КИМ ЕГЭ по физике, где может быть отрицательный ответ? 🗯 Во второй части отрицательный ответ возможен (например, это может быть заряд или изменение физической величины). В первом задании первой части тоже может быть, в остальных заданиях первой части – нет. Как оформить в 26 задаче обоснование применимости законов? Можно ли их делать по мере решения задачи? 🗯 Можно написать сначала обоснование, а потом решение (этот вариант предлагается в сборниках ФИПИ), а можно обосновывать законы по мере их появления в решении. Будет ли во второй части баллистика? 🗯 Она может встретиться в задании 22. За какие недочеты и ошибки эксперты могут снизить оценку за решение задачи? 🗯 Эксперты руководствуются критериями оценки. Должны быть записаны все необходимые формулы для решения задачи, любая вновь введенная величина должна быть описана словами. Избегайте лишних записей и дополнительных слов. Когда получена необходимая формула, необходимо сделать подстановку числовых данных. Всегда надо указывать единицы измерения. Стоит ли записать решение в бланк, если нет уверенности в правильности решения? 🗯 Да, лучше это сделать, формулы и законы могут оказаться правильными, и это может дать вам как минимум один первичный балл. Нужно ли делать рисунки к каждому заданию 2 части? 🗯 В заданиях с 22 по 25 рисунок нужно делать, если это указано в условии. Балл в расчетных задачах за рисунок не добавляется, если вы его сделали с ошибкой, балл могут снять. В задании 26 рисунок обязателен. Нужно ли в заданиях с развернутым ответом записывать «дано»? 🗯 Все вновь введенные величины в физических задачах должны быть записаны словами, чтобы их не пропустить, лучше писать «дано». Если при решении забыл единицу измерения искомой величины, как можно выйти из данной ситуации? 🗯 Можно записать формулу и вывести из нее единицу измерения.
На онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию руководитель комиссии по разработке КИМ Татьяна Лискова ответила на вопросы учителей и школьников.
По какому изданию Конституции надо готовиться к экзамену? 🗯 По современному, с учетом принятых в 2020 году поправок. Сколько правильных ответов может быть в задании на множественный выбор? 🗯 От 2 до 4. Важна ли последовательность цифр в заданиях с множественным выбором? 🗯 Последовательность неважна – главное, чтобы была правильная комбинация цифр. Тем не менее, лучше стараться ставить в порядке возрастания. Если задание на соответствие, порядок цифр важен. При ответе на задание 17 можно ли выписывать цитаты из текста? 🗯 Можно, но смотрите, чтобы цитата соответствовала вопросу. Нужно ли нумеровать ответы в заданиях 21 и 22? 🗯 На усмотрение выпускников. Задание 18, вторая часть – нет ли противоречий в требовании? Нужно использовать обществоведческие знания и опираться на текст? 🗯 Противоречий нет. Обратите внимание на то, что в первой части задания надо написать признаки, а во второй вы должны объяснить связь этих признаков с общественным процессом, явлением. Ищете понятия в тексте, обосновываете связь, используя ваши знания. Посмотрите в навигаторе на сайте ФИПИ рекомендации 2023 года. Понятия «демократия», «правовое государство» и «гражданское общество» будут на экзамене? 🗯 Да, будут. Надо ли выпускникам использовать материалы для экспертов предметных комиссий при подготовке к экзамену? 🗯 Нет, достаточно учебников, демоверсий, спецификации, кодификаторов. Что считать духовными ценностями российского общества? 🗯 В спецификации № 2 есть ссылки на нормативно-правовые акты, где содержится перечень традиционных духовно-нравственных ценностей, там также есть ссылки на указы Президента РФ. Как объяснить исчезновение из кодификатора тем «воинская обязанность и альтернативная воинская служба» и «ценные бумаги». 🗯 По ФГОС изучение этих тем перенесено в курс основной школы, поэтому они не внесены в кодификатор. Тем не менее, знать их надо, они будут включены в другие вопросы.
На онлайн-трансляции по подготовке к ЕГЭ по иностранным языкам на вопросы зрителей по заданию 4 (устная часть) ответила руководитель комиссии по разработке КИМ по иностранным языкам Мария Вербицкая.
Как успеть все рассказать за 3 минуты? 🗯 Достаточно 3–5 фраз на каждый пункт плана. Обязательно ли называть друга по имени? Можно ли ограничиться обычным приветствием «hello», «hi»? 🗯 Можно, но только в устной части. Эти приветствия лучше не использовать в письме. Насколько подробно нужно описывать картинку? 🗯 Задание 4 проверяет когнитивные способности и языковой уровень учащихся. Помимо общего описания делайте акцент именно на те детали, которые указаны в формулировке задания. Неуместно называть детали, которые не имеют отношения к теме проекта. Сколько отличий надо назвать? 🗯 Можно ограничиться одним – главное, чтобы оно относилось к теме задания. Допускается ли формулировка «We can see» в этом задании? 🗯 Допускается, но лучше использовать другие обороты. Может ли преимущество одного явления или объекта быть недостатком другого? 🗯 Да, может. Нужно ли включить в ответ 4 задания отсылку, что фотографию не удается отправить по техническим причинам? 🗯 Можно, но необязательно.
На онлайн-трансляции по подготовке к ЕГЭ руководитель комиссии по разработке КИМ по иностранным языкам Мария Вербицкая ответила на частые вопросы по заданию 38 (письменная часть).
Что будет, если выполнить оба варианта в задании 38? 🗯 Лучше этого не делать, потому что успеть за отведенное время хорошо выполнить оба варианта невозможно, а оценивать эксперты будут только второй вариант. Если он будет хуже первого, то и оценка, соответственно, будет ниже. То же самое касается устной части: если вы ошиблись и поправили себя сами, то эксперты оценивают второй вариант ответа. Если же вы сначала сказали правильно, а потом исправили на некорректный ответ, то это будет засчитано как ошибка. Если в 3 абзаце приведено два сравнения, нужно ли давать два комментария? 🗯 Нет, необязательно. Можно дать один комментарий, но он должен быть весомым, распространенным. Там должно быть либо объяснение причин, либо объяснение последствий. Сколько чисел нужно использовать в задании 38? 🗯 Таких нормативов нет. Нужно ли использовать кавычки при сопоставлении данных в графике параметров? 🗯 Необязательно. Главное – правильное описание фактов. Какие пунктуационные правила в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях учитываются на ЕГЭ по английскому? Правильно ли, что запятые в предложениях с «and», «but», «or», даже если они необходимы, в заданиях ЕГЭ лучше не ставить? 🗯 Знаки препинания в сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях не учитываются, поскольку они не изучаются в рамках школьной программы.
На онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ по биологии член комиссии по разработке КИМ Дмитрий Фёдоров рассказал о нюансах экзамена и ответил на самые частые вопросы.
В этом году изменили формулировки в кодификаторе ЕГЭ по биологии. Как это повлияет на сам КИМ? 🗯 Кодификатор – нормативный документ, отражающий содержание ФГОС, мы опираемся на него при составлении КИМ. ФГОС расширен и это отражается в кодификаторе, все новые темы там выделены курсивом – это означает, но вопросы, посвященные этим темам, в 2024 году не выносятся на экзамен. Как эффективно подготовиться к заданию 25? 🗯 Это задание эвристическое, не надо пытаться найти готовый шаблон ответа, не надо целенаправленно готовиться к какой-то линии заданий экзамена. Нужно представлять объемную картину того, как функционируют организмы, основные вещи, которые касаются регуляции различных организмов и процессов. Не надо забывать, что это связь биологии и химии. Могут ли встретиться в КИМ задачи на неаллельное взаимодействие генов? 🗯 Нет. В 2022 году впервые было введено задание на проверку методологии биологического эксперимента. Планируется ли сохранить такие задания? 🗯 Да, это будет представлено в 22 и 23 заданиях. Стоит ли в этом году ждать новых типов генетических задач или понятие положительного контроля? 🗯 На ЕГЭ по биологии сюрпризов нет – все показано в демоверсии, все термины разъяснены заранее. Новых задач по генетике не будет. Положительного контроля не будет. Как правильно оформлять ответ на задания на закон Харди-Вайнберга? 🗯 Нужно давать любые способы правильно получить ответ. Все возможные варианты будут учитываться. Какие темы задания блока «Человек и его здоровье» плохо решаются? 🗯 Задачи на анализаторы и связь между параметрами, например давлением. Обратите на них внимание.
На онлайн-консультации по подготовке к итоговому сочинению заместитель руководителя комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе Лариса Новикова подробно рассказала обо всех аспектах работы и ответила на вопросы от школьников и учителей.
Можно ли использовать зарубежную литературу? 🗯 Да, в примерах может быть и отечественная, и зарубежная литература. Можно ли ссылаться на фильмы? 🗯 Кинематографические произведения могут быть только дополнением к литературным источникам. Можно ли в аргументации использовать произведения 18+? 🗯 Ограничительных списков нет. Но помните, что ваша работа уходит в публичное пространство. Ее потом могут прочитать в вузе, в который вы хотите поступить. Будьте этически аккуратны. Можно ли использовать в качестве примеров детские сказки? 🗯 Можно. Нельзя использовать только малые жанры фольклора – пословицы, поговорки и т.д. В критериях сказано, что можно использовать только опубликованные литературные материалы. Что значит опубликованные? 🗯 Материал может быть опубликован в бумажном формате или в электронном виде. Эксперт должен найти источник, чтобы иметь возможность оценить вашу работу. Если не засчитают один из аргументов, будет ли автоматически уменьшен подсчет количества слов? 🗯 Нет, никто не будет исключать слова, касающиеся конкретного литературного примера в вашем сочинении. Можно ли использовать в качестве источника жизненный опыт? 🗯 В качестве иллюстрации можно, но этого недостаточно, потому что литературный пример все равно должен быть. Как влияют на оценку сочинения ошибки в названии произведения или в именах автора и героя? 🗯 Если вы неправильно назвали автора и произведение, то есть риск, что ваш аргумент не зачтут, если по характеру вашего рассуждения непонятно, о каком произведении вы говорите. Сколько произведений можно использовать в сочинении? 🗯 Минимальное количество – это один литературный источник для иллюстрации рассуждений или аргументации. Но лучше использовать два для подстраховки. Или два примера из одного произведения.
На онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ по математике кандидат физико-математических наук, руководитель комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по математике Иван Ященко ответил на вопросы зрителей.
Будут ли на ЕГЭ задания на неравенство Чебышева? Иррациональные неравенства? Коэффициент корреляции и дисперсию? – Нет, таких заданий не будет. Изменится ли шкала пересчета баллов? – В базовом ЕГЭ по математике не поменяется, в профильном в связи с изменением количества заданий будут небольшие изменения. Увеличится ли количество заданий по теории вероятности? – В 2024 года ничего не изменится. Можно ли будет пользоваться калькулятором на ЕГЭ по математике? – Нет. Можно ли использовать векторные произведения при решении заданий по стереометрии? – Можно использовать любые факты, понятия, методы, которые есть в учебниках и пособиях, включенных в перечень Минпросвещения России. Соответственно, ответ «да». Как правильно записывать ответы в пункте «А» второй части? – Важно не только дать ответ, но и привести аргумент или дать решение. Шаблонов нет, любой математически правильный способ будет оцениваться на полный балл. Что лучше при подготовке: решать задания из открытого банка или тренировочные варианты? – Ни то, ни другое – самое правильное повторять по темам. Тренировочные варианты можно решать в начале подготовки, потом в середине для проверки своих знаний и уже ближе к экзамену для того, чтобы привыкнуть к формату. Почему в открытых вариантах ЕГЭ на сайте ФИПИ задачи не похожи на демонстрационный вариант? – Демонстрационный вариант – это один из примеров заданий, которые могут вам встретиться на экзамене. Типичные ошибки на ЕГЭ по математике. – Неправильно прочитанное условие задачи, выпускники не обращают внимания на детали и уточнения. Есть арифметические ошибки, чаще всего связанные с отрицательными числами. Поэтому лучше всего писать каждую выкладку на черновике, а не считать в уме. Если участник решил задание правильно, но ответ записать забыл, как оценивается такое задание? – В ЕГЭ профильного уровня самое главное во второй части – это решение. Если внутри присутствует ответ, вам все зачтут. В первой части если ответы не перенесены в бланк, засчитаны они не будут.
На онлайн-консультации, посвященной ЕГЭ по географии, руководитель комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по географии Александр Лобжанидзе рассказал про модель экзамена и ответил на вопросы от школьников и учителей.
С чем связано исключение заданий на построение профиля и определения азимута? – Все изменения связаны с требованиями ФГОС и новой федеральной программы. Требования, которые предъявлялись к заданиям 21 и 22 (построение профиля и определение азимута) остались в основной школе и проверяются на уровне ОГЭ. В ЕГЭ такие задания не предусмотрены. Каких заданий больше: по географии России или по мировой? – Задания по географии России превалируют в общем объеме КИМ ЕГЭ. Будут ли вопросы по географии новых регионов России? – В этом году нет: выпускники 2024 года изучали географию по учебникам и атласам, в которых не было информации по новым регионам. Но на политико-административной карте эти регионы уже представлены, и с выходом новых учебников и атласов задания по ним найдут достойное место в КИМ ЕГЭ. В каких заданиях используются статистические таблицы? – Таблицы могут быть использованы в заданиях 2, 10, 16, 19, 20, 25. Можно ли использовать на ЕГЭ калькулятор? – Калькулятор разрешен (непрограммируемый). Будет ли проверяться умение работать с топографическими картами? – После исключения заданий на построение профиля (21 и 22 задания) умение работать с топографическими картами проверяется в задании 11. Какие ошибки часто допускают выпускники на ЕГЭ по географии? – Невнимательность при работе с текстовыми заданиями, недостаточное знание географической номенклатуры, неумение работать с картами, определять страны по описанию. На что обратить внимание при подготовке? – Тексты и карты должны стать вашими настольными пособиями. Необходимо знать крупные реки, озера, моря, объекты административно-территориальных единиц России, особенности регионов. Нужно знать крупнейшие страны по количеству населения, выпуску продукции различных видов. Цифры наизусть заучивать не надо, они все представлены в статистических таблицах. Будет ли проводиться ЕГЭ по географии в компьютерном формате? – На ОГЭ такой опыт используется в Москве. Перевод ЕГЭ по географии в компьютерный формат не предусмотрен.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ
На «Яндексе» заработал сервис на базе нейросети для помощи в подготовке к ЕГЭ по информатике: на платформе имеются актуальные тренировочные варианты заданий от ФИПИ. Бесплатную платформу на базе YandexGPT можно использовать для подготовки к ЕГЭ при помощи объяснений от нейросети и встроенного редактора кода, но для помощи на реальном экзамене сервис не предназначен.
С помощью платформы школьники смогут проверить свой уровень готовности к ЕГЭ, а сам помощник объяснит незнакомый термин и выдаст необходимую теорию в виде понятных видеороликов и текстовых подсказок. В дальнейшем он будет анализировать решения школьников, определять фокус внимания и рекомендовать индивидуально подобранные задания, а также — разбирать синтаксические ошибки в программировании.
С 1 сентября 2023 года применяется новый порядок проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11)
Документом предусмотрено, в частности, право школьников изменить (дополнить) перечень указанных в заявлениях об участии в экзаменах учебных предметов и сроки участия в экзаменах при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально. Заявления об этом подаются в ГЭК вместе с документами, подтверждающими уважительность причин вносимых изменений.
Кроме этого, закреплено право выпускников изменить указанный в заявлениях об участии в экзаменах уровень ЕГЭ по математике. Заявления о таких изменениях необходимо подать в ГЭК не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена. Также новым порядком для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту и поступающих в военные вузы, предусмотрена возможность подачи заявлений об участии в ЕГЭ в места регистрации на сдачу ЕГЭ в регионе, где указанные лица проходят военную службу. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 сентября 2029 года. Признается утратившим силу аналогичный Приказ Минпросвещения и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 190/1512.
Обзор изменений в Порядках проведения ГИА-9 и ГИА-11
3 октября 2023 года в 14:00 мск прошел вебинар, на котором был проведен обзор изменений в Порядках проведения ГИА-9 и ГИА-11. Организаторы вебинара - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр тестирования» (ФГБУ ФЦТ). Видео-запись данного вебинара можно посмотреть по ссылке
Презентация вебинара.pdf
Adobe Acrobat Document 1.1 MB